Становление Святой Руси

Киевский князь Владимир, крестивший Русь, многое еще успел сделать. Строил храмы, укреплял русское государство и дружину. А в лето 1015 года умер, оставив сыновьям своим города и княжества. С 1019 года властителем Русской земли стал Ярослав. Он душой воспринял христианство и продолжал дело своего отца. Открываем "Повесть временных лет", в которой Нестор-летописец с гордостью пишет о мудрости Ярослава: "При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы... И к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык". Ярослав создал библиотеку в церкви Святой Софии. Много церквей открыл по городам, из своей казны платил священникам, чтобы они учили людей христианской жизни.

По кончине великого князя русского (1054 г.), подвижника православного и просветителя Ярослава, началась междоусобица. Она привела к распаду Киевской Руси — колыбели русского православия. Образовались отдельные княжества. Черниговское княжество населяли северяне, жившие от Десны до верховьев Дона и Воронежа. Но в 1129 году из Черниговского княжества выделилось Рязанское. В него входили и воронежские земли, где были русские поселения, а по Дону даже ходили русские корабли. В устье реки Усмани находилось озерко Доможирово, в котором рязанские мужики ловили рыбу, а рязанские князья хозяйничали повсеместно. Между тем язычники постепенно становились христианами, у них появились церковные книги, начали строиться православные церкви. Но всяко было. Где новая вера внедрялась "огнем и мечом", а где принималась добровольно, с пониманием и радостью. В 1198 году образовалась Рязанская епархия, духовная жизнь оживилась. При имеющихся церквах стали открываться школы, собирались книги.

Но не долгим было духовное строительство. Донских славян притесняли с западной стороны немцы, шведы, датчане, а с востока — татаро-монгольские бессчетные войска. В декабре 1237 года монгольские полчища напали на древнерусские княжества, разъединенные и неподготовленные к защите. Первым пало Рязанское княжество, в 1240 году был взят Киев. Большинство русских земель были разгромлены и опустошены. В те времена (XII—XIV века) монголо-татары были язычниками, огнепоклонниками и не признавали учений буддизма, ислама, христианства. Язычники-завоеватели одинаково жестоко убивали или пленили своих противников любого вероисповедания. Погибли многие священники и христиане донских, воронежских земель. Но бывало и так, что завоевателям нравилась христианская вера — они крестились. А в 1261 году в Сарае (столица Золотой Орды) открылась епископская кафедра. К этому времени князь Александр Невский одержал победы над немцами, шведами. В отношении монголо-татар вел такую политику, что они вынуждены были считаться с интересами русских княжеств. Русская церковь почитает Александра Невского как святого благоверного князя, радетеля православия. Что касается православных татар, то и ныне они живут в республике Татарстан. Ведь в XV веке Золотая Орда распалась на Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское и другие ханства. Большинство их населения стало исповедовать ислам, они продолжали свои разбойные набеги. Подробно об этом пишет В. Куч кии в брошюре "Русь под игом: как это было?" (М., 1991). Тяжелое положение русских поселений по Дону, Воронежу, Усмани усугублялось тем, что восточная сторона территории входила в состав Золотой Орды, а в духовном плане подчинялась Рязанской епархии. Споры, например из-за Черленого Яра, продолжались до тех пор, пока митрополит Феогност не закрепил его за рязанскими архиереями. Левая сторона Дона (значит, и усманские места) принадлежала сарайским священникам. Частые военные столкновения вынуждали русских переселяться к северу. В итоге почти двести следующих лет донские степи были пустыми, не заселенными. Южно-русская степь стала называться Диким полем, где вольготно чувствовали себя всевозможные орды. Но в лесах, укромных урочищах оставались русские деревни, и жители даже строили сторожи и заранее узнавали об очередных набегах врагов, сообщая в Москву. Русский дух, вера православная не были побеждены. Иван Калита объединял земли вокруг Москвы, и митрополит Феогност переехал туда. Москва стала центром Руси и церковной столицей.

В то же время хан Мамай, обеспокоенный уменьшением дани и непокорностью многих княжеств, собрал войско до 150 тысяч и расположился близ устья реки Воронеж. Шел 1378 год, на воронежско-усманской земле было мало селений. И все-таки ушло донесение в Москву, что Мамай готовит поход на русскую столицу. Дмитрий Иванович — великий князь московский и владимирский — послал на Дон своих людей, дабы знать о передвижении неприятеля. А сам собрал все русские полки и по благословению Сергия Радонежского встретил врагов на Куликовом поле. С победы Дмитрия Донского в Куликовской битве (1380 г.) началось освобождение русских земель от монголо-татарского ига. В Русское централизованное государство входили и рязанские, и воронежские места. Хотя Золотая Орда и распалась, татары по-прежнему бесчинствовали, опустошая земли, захватывая пленных и продавая их в разные страны. По мнению профессора В. П. 3агоровского, рязанские крестьяне еще до строительства Воронежа обосновались по рекам Воронежу, Хаве и Усмани, пользовались охотничьими, рыболовными угодьями, собирали дикий мед.

Давным-давно рязанцы — люд бывалый
Пришли сюда очаг семьи зажечь.
Растить хлеба, на Усманке рыбалить,
Святую Русь от недруга беречь.

"Бог донес до Усманцы по-здраву" — писал в Москву русский посол Михаил Алексеев, когда у месте, впадения Уешь ни в реку Воронеж встретил рязанских мужиков. Был год 1514, начало XVI века. По Воронежу, Усмани разбойничали крымские татары, поэтому московское правительство устраивает здесь сторожевые службы. Разъезды были по большой засечной черте от Рязани до Тулы.

На все еще Диком поле появились города-крепости Воронеж, Ливны, Елец, Белгород, Валуйки и др. Об этом сообщает "Разрядная книга" (1475 — 1598 гг.). В 1587 году вокруг Воронежа было двенадцать сторож. В них служили несколько конных воинов из казаков или беломестных атаманов. Рядом с городами строились монастыри и скиты. В городах обязательно — церкви, пока еще деревянные.

Всего пять лет простояла крепость Воронеж. В 1590 году она сгорела, но "Дозорная книга" Г. Киреевского имеет сведения о ней. Крепость состояла из двух укреплений. Внутри был рубленый город, а вокруг него — острог. Во внутреннем городе находились склады хлеба, оружия, военных припасов и дом воеводы. Жилых домов и жителей здесь не было. Однако действовала деревянная церковь, поскольку православная вера стала делом государственным. Ведь еще Иван III утвердил на государевой печати византийский герб — двуглавого орла. Через какое-то время вновь был построен Воронеж — сторожевой оплот Руси. Вокруг крепости возникали села и деревни, в том числе слободка Бобяковская, Боровое, Репная Поляна, Чертовицкое. Воронежские стрельцы, пушкари, казаки несли охрану города, отбивали набеги татар, строили укрепления и суда. Но жалованья у них не было, они наделялись землей по рекам и полянам. Так, воронежский воевода Борис Собакин имел земли на Усмани. Здесь и возникло в 1598 году селение Собакина Поляна, как считает В. П. Загоровский. Позже село называли Собакиной Усманью, Большой Усманью. Село входило в Воронежский уезд Азовской губернии.

Деревянная церковь в Собакиной Усмани упоминается в источниках вскоре после возникновения села. Ведь поселение называлось селом только в том случае, если в нем была действующая церковь. А без церкви — деревни. Церкви подчинялись Рязанской епархии. В Воронеже были старинная деревянная церковь Покровская и Успенский монастырь. Становление Русского государства шло вместе с укоренением в русском народе православия.

Н. Бельская

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние новости




Спецпроекты

Социальные сети