Очаги православия

Во все века Россия строилась и защищалась вместе с укреплением православной веры. Храмы и монастыри по Дону, Воронежу, Усмани, как и по всем губерниям святой Руси, стали опорой государства, начальной школой грамотности и славянской культуры.

Исторически значимые Воронежские земли к середине ХУЛ века стали более населенными. Укрепленные городки и селения по Белгородской черте уменьшили опасность набегов, служилые люди и крестьяне тянулись к спокойной жизни, к духовности. Но на Дону по-прежнему было тревожно: то разбойники, то сектанты. В казачьих селениях появились противники православия и икон. Они врывались в русские села, разоряли их и брали людей в полон. Трудно было действующим православным храмам. Не в каждом селении находилась церковь, да и ветхи и бедны они были. Деревянные церкви старели или горели. Негде было приобретать церковные принадлежности, своих мастерских еще не построили, а связь с Москвой затруднена из-за разбойных нападений. И все-таки при церквах устраивались и питались нищие. Так начинались на Руси богадельни — приюты для престарелых и больных. Ведь милосердие и есть пятая заповедь блаженства по закону Божию.

Первые священники Подонья были из ранних русских областей. В сельских церквах — только один поп, правда, в Усмани Собакиной — два, но здесь и приход побольше — 238 дворов, а в Никоново — 16 только, а в Чертовицком — 143. Потому и в казну Рязанской епархии шла резная дань. С Успенского монастыря — 3 рубля 18 алтын 3 деньги, а с Дмитровской церкви в Собакино — 4 рубля 24 алтына 2 деньги. (Русская монета алтын равнялась 6 московским деньгам. Деньга впоследствии стала называться копейкой). Все сельские церкви были деревянные, холодные и устроены "клетцки", то есть форма их — клеть, как обыкновенный четырехугольный бревенчатый сруб. Церкви строили выше домов и продолговатые. С восточной стороны прирубали круглый или трехстенный алтарь. Обязательно сооружали паперть — церковное крыльцо. Положены и трапезные, но на них средств не хватало. Хотя в Димитровской нашей церкви была и трапезная. Колокольни делали на 4 столбах шатром, обычно на колокольнице 2 колокола церковных да 6 мирских. Количество церквей в Воронежском уезде медленно, но росло. После возникновения Воронежа за 30 лет (1585—1615) открылось два монастыря и появилось 19 сел с церквами. А с 1615 по 1648 год только в Усманском стане открылись церкви в Репной Поляне и Песковатом — Архангела Михаила, в Углянце и в селе Никоново — Святого архидиакона Стефана. В Орлове действовало сразу две церкви Богоявления Господня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы работала в Бобякове. Церкви в первые годы крещения Руси строились за счет правительства, а позже — за счет пожертвований. После 1658 года и до создания Воронежской епархии (1682 г.) в Усманском стане церкви не строились, а в Ступино и Песковатом сгорели. Такие сведения опубликованы в статье Н. Поликарпова в "Воронежском епархиальном вестнике" (1903. № 10).

В XVII веке при строительстве городов действовало строгое указание — прежде всего возводили церкви, в которые правительство посылало иконы, утварь, ризницы, богослужебные книги, ладан, колокола, вино, свечи. Иногда вместе с церковью строили монастырь. В Воронеже деревянный Успенский мужской монастырь, построенный в 1600 году, просуществовал до конца XVII века, до петровского кораблестроения. В 1620 году возвели Алексеевскии мужской с деревянной церковью. Сам монастырь был каменный единственный в городе. Колокольня, тоже каменная, была достроена в 1674 году.

Женский монастырь при Покровской деревянной действовал в XVII веке. Ныне это Покровский собор. Но и вне Воронежа появились монастыри, досуществовавшие от XVII века до наших времен. В 45 километрах южнее Воронежа на правом берегу Дона донские казаки в 1613 году основали Борщевский укрепленный монастырь, он был на южной границе Руси и не раз защищал ее от набегов монголо-татар.

Древнейшей обителью Воронежского края считается Успенский Дивногорский монастырь у владении Тихой Сосны в Дон. История монастыря началась с первых веков, когда славяне осваивали Подонье. Дивными белыми горами любовался в 1389 году митрополит Пимен, Приплывахом к Тихой Сосне я видехом столпы камены белы, дивно же и красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною". Столпы — башнеобразные колонны с пещерами, в которых жили монахи-пустынники. Это и был изначальный пещерный монастырь XIV века. Но не было крестов, не было вокруг и селений... Новая Успенская Дивногорская обитель возродилась лишь в 1653 году. Земли своей при монастыре не было. Церковь Успения Пресвятой Богородицы иноки выдолбили в каменном столбе, а церковь во имя Чудотворца Николы построили на берегу Дона. По разрешению патриархи Никона в 1658 году возвели третью церковь — Успенскую наземную. Монастырь постепенно благоустраивался. Построили мельницу, получили покосы, помогали и служилые люди. В 1670 году здесь дрались разницы с правительственными войсками и были разбиты. По преданию, Разин в этом месте затопил струг с казной. Татары много раз громили обитель, а она снова восстанавливалась усилиями священнослужителей. С 1686 года из-за беспокойства на границе Руси монастырь укрепили — дали 2 пушки и 15 мушкетов, построили еще несколько мельниц. К концу XVII века Дивногорская обитель стала духовным и просветительским центром. Собралась богатая библиотека, в ней книги Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста. Вокруг монастыря стали селиться люди. В 1699 году здесь, на Тихой Сосне, побывал Петр I со свитой. Певчие дьяки Петра I учились у дивногорских монахов особому церковному распеву, который нравился царю и Воронежскому Святителю Митрофану.

Многие духовные подвижники постарались для выживания Дивногорской обители. Развитию ее способствовали русские цари, казачий полковник Дзииьковский, игумены Гурий, Андроник, Тихон, Анфим и воронежский архиепископ Антоний II. В советские годы монастырь был закрыт. Сначала там был дом отдыха, потом санаторий. В перестроечные годы — музей-заповедник. В настоящее время восстановлены пещерная церковь в Больших Дивах, мужской монастырь и оборудован святой источник. Все это силами монашествующих, прихожан и работников музея-заповедника "Дивногорье". О дивногорских святых местах можно прочесть у Е. Болховитинова, В. Никольского, А. Акиныпина, в сборнике "Воронежская старина".

На реке Усмани тоже есть интересное богоугодное место — Толшевский монастырь со Спасо-Преображенской церковью. Это в верховьях Усмани, за Углянцем и Песковаткой, где простирался Воронежский уезд. Основал его пчелинец Константин еще до возникновения городов Усмани и Орлова, до Белгородской черты. Тогда, в первой половине XVII века, в этих местах были дачи дворян Пареного. Константинова пустошь и монастырь зависели от дворян-хозяев и жителей "Усмани-города, Углянца. Притесняемые монахи кормились своим трудом — пахали, сеяли, косили. Село Толши получило свое название от мощного леса, толстых деревьев. Сейчас здесь находится управление Воронежского заповедника. Воронежский Святитель Митрофан, будучи епископом Воронежской епархии, бывал в Толшевском монастыре, ехал по усманской дороге через Орлово. Жил здесь когда-то и Тихон, будущий святитель Задонский. В советские времена в монастыре был кинотеатр. А с 1998 года вновь открылся монастырь — женский Спасо-Преображенский. Обустроен здесь и святой целебный источник, такой же древний, как и монастырь.

Сведения о первых церквах и монастырях Воронежского края публиковали многие издания. "Хронологический указатель церквей в Воронежской епархия 1586—1886 гг." (Воронеж, 1886) дает краткие истории церквей по годам их построения. "Воронежский епархиальный вестник" 1903 года № 10 тоже содержит интересную информацию о Божьих храмах. Современная газета "Воронеж православный" регулярно обращается к истории духовной жизни, к деятельности видных священнослужителей.

Первоисточники и книги воронежских краеведов рассказывают нам о том, как велика была роль христианизации славян в создании русского государства, в защите его от врагов, в просвещении народа и становлении его духовности. Именно церкви и монастыри собирали первые библиотека и открывали первые школы. Книгопечатанию» грамотность, проповеди о добре и зле — все это растило и укрепляло душу русского человека. А многие монастыри оставались и укреплениями от иноземных врагов.

Н. Бельская

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Нажимая кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Последние новости




Спецпроекты

Новости сельских поселений


01
сельское поселение
02
сельское поселение
03
сельское поселение
04
сельское поселение
05
сельское поселение
06
сельское поселение
07
сельское поселение
08
сельское поселение
09
сельское поселение
10
сельское поселение
11
сельское поселение
12
сельское поселение
13
сельское поселение
14
сельское поселение
15
сельское поселение
16
сельское поселение

Социальные сети