Новая Усмань из века в век

Важную роль в жизни Новой Усмани издревле играл календарь села, в котором присутствовала его память, воспоминания о духовных ценностях, о местных обычаях. Это делало бытие села и человека исторически значимым. Календарный годовой круг освящался кругом совершаемых церковью богослужебных действ. В этом было подобие вечности: время шло путем, ему предначертанным. Год заключал двенадцать праздников, это были традиционные праздники, а также местночтимые.

Цикл зимних праздников открывался 25 декабря (ныне 7 января) Рождеством Христовым, знаменовавшим как бы сотворение жизни заново. В рождественскую ночь все ждали появления на небе звезды, ходили и пели рождественские песни-колядки, за что получали в подарок сладости. Колядование продолжалось в течение всех святок, т.е. до Крещенского сочельника. 19 января, в Крещение, являла себя в освятительном действии Святая Троица. На речке устраивали «иордань» (прорубь во льду). Из церквей крестным ходом все шли на «иордань», святили воду, пели и читали молитвы. Рядом устанавливался вырезанный изо льда крест.

Весенние праздники начинались в марте Благовещением (ныне 7 апреля). По древнему календарю весна была началом года, первый месяц сотворения земли, воды, небесной тверди, растений и человека. Сельчане начинали подготовку к началу сельскохозяйственных работ и встрече грядущих великих праздников. К Вербному воскресению - Входу Господню в Иерусалим особо украшали дома и все село, посещали могилы умерших родственников и приводили их в порядок. На «страстной седьмице» занимались приготовлениями к праздничному столу: пекли куличи, делали творожные пасхи, красили яйца и т. д. В общем, во всю шла подготовка к встрече праздника праздников и торжества торжеств - Пасхи, Светлого Христова Воскресения - воскресения жизни, конечного всерадостного смысла Евангелия.

В Новой Усмани это был особенно торжественный и радостный праздник. Гулянья продолжались в течение целой недели - Светлой седьмицы. 6 мая (по нов. ст.) вспоминается святой великомученик Георгий Победоносец. Именно в этот день на выгоны всегда начинали выпускать скот, а также начиналась посадка огородов. Отчего этот святой именуется в народе покровителем стад и вообще скотоводства.

В День Святой Троицы все украшалось зеленью, вокруг царило буйство красок и веселья. 19 августа - Преображение Господне на горе Фавор. Праздник радостный и светлый - освящение первых яблок нового урожая, оттого и название ему в народе дали - яблочный спас. 29 августа - Перенесение нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из Едессы в Царьград - престольный праздник 1-й Усмани. Торжества длились, как правило, три дня.

14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. К Покрову заканчивались все сельскохозяйственные работы. На селе начинали играть свадьбы. Вторым особенно торжественным и значимым для новоусманцев местночтимым праздником был день 4 ноября - престольный праздник 2-й Усмани. День Казанской иконы Божией Матери праздновался особо - не раз она спасала жителей села от напастей и бед, от болезней и моров. Обычно в этот день вокруг Казанского храма был крестный ход и служился праздничный молебен. Праздновались престольные торжества также в течение трех дней.

Шло время, поколение следовало за поколением. Но неизменным выступало нечто неуходящее - приветливость и добрый нрав, любовь к своему селу и своей прекрасной речке Усманке.

М. Небольсин

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние новости




Спецпроекты

Социальные сети