ВАЖНО
Нам 10 лет!

Новая Усмань из века в век

Важную роль в жизни Новой Усмани издревле играл календарь села, в котором присутствовала его память, воспоминания о духовных ценностях, о местных обычаях. Это делало бытие села и человека исторически значимым. Календарный годовой круг освящался кругом совершаемых церковью богослужебных действ. В этом было подобие вечности: время шло путем, ему предначертанным. Год заключал двенадцать праздников, это были традиционные праздники, а также местночтимые.

Цикл зимних праздников открывался 25 декабря (ныне 7 января) Рождеством Христовым, знаменовавшим как бы сотворение жизни заново. В рождественскую ночь все ждали появления на небе звезды, ходили и пели рождественские песни-колядки, за что получали в подарок сладости. Колядование продолжалось в течение всех святок, т.е. до Крещенского сочельника. 19 января, в Крещение, являла себя в освятительном действии Святая Троица. На речке устраивали «иордань» (прорубь во льду). Из церквей крестным ходом все шли на «иордань», святили воду, пели и читали молитвы. Рядом устанавливался вырезанный изо льда крест.

Весенние праздники начинались в марте Благовещением (ныне 7 апреля). По древнему календарю весна была началом года, первый месяц сотворения земли, воды, небесной тверди, растений и человека. Сельчане начинали подготовку к началу сельскохозяйственных работ и встрече грядущих великих праздников. К Вербному воскресению - Входу Господню в Иерусалим особо украшали дома и все село, посещали могилы умерших родственников и приводили их в порядок. На «страстной седьмице» занимались приготовлениями к праздничному столу: пекли куличи, делали творожные пасхи, красили яйца и т. д. В общем, во всю шла подготовка к встрече праздника праздников и торжества торжеств - Пасхи, Светлого Христова Воскресения - воскресения жизни, конечного всерадостного смысла Евангелия.

В Новой Усмани это был особенно торжественный и радостный праздник. Гулянья продолжались в течение целой недели - Светлой седьмицы. 6 мая (по нов. ст.) вспоминается святой великомученик Георгий Победоносец. Именно в этот день на выгоны всегда начинали выпускать скот, а также начиналась посадка огородов. Отчего этот святой именуется в народе покровителем стад и вообще скотоводства.

В День Святой Троицы все украшалось зеленью, вокруг царило буйство красок и веселья. 19 августа - Преображение Господне на горе Фавор. Праздник радостный и светлый - освящение первых яблок нового урожая, оттого и название ему в народе дали - яблочный спас. 29 августа - Перенесение нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из Едессы в Царьград - престольный праздник 1-й Усмани. Торжества длились, как правило, три дня.

14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. К Покрову заканчивались все сельскохозяйственные работы. На селе начинали играть свадьбы. Вторым особенно торжественным и значимым для новоусманцев местночтимым праздником был день 4 ноября - престольный праздник 2-й Усмани. День Казанской иконы Божией Матери праздновался особо - не раз она спасала жителей села от напастей и бед, от болезней и моров. Обычно в этот день вокруг Казанского храма был крестный ход и служился праздничный молебен. Праздновались престольные торжества также в течение трех дней.

Шло время, поколение следовало за поколением. Но неизменным выступало нечто неуходящее - приветливость и добрый нрав, любовь к своему селу и своей прекрасной речке Усманке.

М. Небольсин

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Нажимая кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Последние новости




Спецпроекты

Новости сельских поселений


01
сельское поселение
02
сельское поселение
03
сельское поселение
04
сельское поселение
05
сельское поселение
06
сельское поселение
07
сельское поселение
08
сельское поселение
09
сельское поселение
10
сельское поселение
11
сельское поселение
12
сельское поселение
13
сельское поселение
14
сельское поселение
15
сельское поселение
16
сельское поселение

Социальные сети