Что было на месте нынешней Волны-Шепелиновки в петровское время и раньше

Михаил
Небольсин
Блог Михаила Небольсина

краевед, историк
Возникновение этого населенного пункта относится к началу XVIII века, по данным «ревизских сказок» за 1744 год он назывался Хавой и числился за отставным капитаном морского флота И.Я. Шепелинским.

Но тот факт, что в описываемом нами крае немало татарских названий, причем преимущественно - это название рек: Хава, Усмань, Тамлык, и т.д., да и само название поселения - Казанская Хава 1-я (Волна-Шепелиновка), заставляет нам сделать предположение о еще более раннем его происхождении. Очевидно, что русское население этих мест на протяжении веков жило совместно с татарским, так как усвоение такого рода названий происходит при тесном и длительном общении. К тому же необходимость надежной защиты южного порубежья от татарских набегов (кочевых племен) побудила русские власти организовать дозорную и сторожевую службу на Хавских вершинах. Так, согласно «Росписи сторож»: «…сторожа от Носкова яра проезжали к Хавским вершинам верст на десять. У Хавских вершин стояла 3-я сторожа, от Воронежа верстах в пятнадцати. Сторожа имела разъезд вниз по реке Хава версты на три. Разъезды с Хавской стороны и от Носкова яра имели тесную связь между собой».

Но есть и еще более древнее свидетельство о заселении той местности. Так, в верстах в трех от нынешней Волны-Шепелиновки (Казанская Хава 1-я) расположено городище, уходящее своими корнями далеко в глубь истории.

Во второй половине ХVII века здесь существовал старообрядческий скит, это подтверждают неоднократные находки старообрядческих наперсных крестов, как мужских, так и женских (фото прилагается): женский старообрядческий крест имеет более изящную форму, он украшен орнаментом лозы. Это имеет свой скрытый смысл, слова псалмопевца – «жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего». Основным признаком старообрядческого креста мужского типа являются титла «Царь Славы». На крестах никогда не изображали Христа. Так как крест носил идею символа, отличительного знака веры. Христа можно было изображать лишь на иконах. Нельзя было изображать страдания Христа, провисающего на гвоздях. Христа стали изображать на крестах лишь после раскола, данный вид был взят у католиков. К концу XVII столетия этот скит был разорен властями, после чего была срублена новая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, греко-российского вероисповедания. С этого момента и начинается история поселка Волна-Шепелиновка, которую мы знаем.

Что было на месте нынешней Волны-Шепелиновки в петровское время и раньше
Фото: Михаил Небольсин
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Нажимая кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Последние новости




Спецпроекты

Новости сельских поселений


01
сельское поселение
02
сельское поселение
03
сельское поселение
04
сельское поселение
05
сельское поселение
06
сельское поселение
07
сельское поселение
08
сельское поселение
09
сельское поселение
10
сельское поселение
11
сельское поселение
12
сельское поселение
13
сельское поселение
14
сельское поселение
15
сельское поселение
16
сельское поселение

Социальные сети