ВАЖНО
КОРОНАВИРУС: новости / статистика

Жемчужины русского зодчества по преданиям старины

Михаил
Небольсин
Блог Михаила Небольсина

краевед, историк
Главной целью богоугодного дела храмостроительства – несомненно стал поиск национального своеобразия. Не случайно, зодчие того времени возводили часовни и церкви не по чертежам и проектам, а «как мера и красота скажут», выражая этим свою сопричастность божественной гармонии мироздания, запечатленной в образе храма.

Наивысшим проявлением народного религиозного творчества явилось храмоздательство, превратившее в прошлом Новоусманский край в уникальный заповедник традиций деревянного храмового зодчества. Особо значимая роль храма в структуре мироздания отразилась в исторических преданиях о выборе места для строительства церкви. Подчас, ввиду долгих и бесплодных споров, этот выбор отдавался «в руки Божии» и осуществлялся с помощью живых существ и неодушевленных предметов, обладавших высочайшим сакральным статусом (конь; дерево; икона). Так жители Рождественской Хавы, решив построить у себя церковь, не раз сходились для обсуждения этого вопроса, но так и не сошлись во мнении. Этим спорам не было бы конца, если бы один из местных уважаемых стариков не придумал план, а именно: запрячь молодого жеребца в сани, направиться в лес, срубить там строевое дерево и положив его на сани, пустить жеребца на свободу: где тот остановится – на том месте и быть церкви. Таким образом в 1710 году в Рождественской Хаве было выбрано место под строительство первой деревянной церкви, освященной в честь Рождества Христова.

Аналогичный спор возник и при выборе места под строительство деревянного храма в Успенской Хаве. Здесь среди местных жителей широко бытовали предания о том, что лес, предназначенный для строительства церкви, сплавляли до выбранного места по реке Хава, но утром обнаруживалось, что он чудесным образом оказывался совершенно в другом месте. После нескольких неудачных попыток становления церкви, строители пришли к выводу, «что сам Бог назначает место, угодное ему для постройки своего храма».

Так же в этом вопросе часто обращались к помощи икон, явлениями которых Бог выражает свою волю относительно места, где должен быть заложен храм. Именно так жители Казанской Хавы (ныне Волна-Шепелиновка) рассказывали о строительстве своей первой деревянной церкви: «Когда задумали строить церковь – бросили икону в воду. Три раза бросали – и три раза она приплывала на одно и то же место. На том и порешили - куда икону принесло, там и храм построить, а икона сия была Казанской Богоматери, потому так церковь и назвали».

Жемчужины русского зодчества по преданиям старины
Фото: Михаил Небольсин
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Нажимая кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Последние новости




Спецпроекты

Новости сельских поселений


01
сельское поселение
02
сельское поселение
03
сельское поселение
04
сельское поселение
05
сельское поселение
06
сельское поселение
07
сельское поселение
08
сельское поселение
09
сельское поселение
10
сельское поселение
11
сельское поселение
12
сельское поселение
13
сельское поселение
14
сельское поселение
15
сельское поселение
16
сельское поселение

Социальные сети