ВАЖНО
Поддержи нас на голосовании!

Первая церковь Новой Усмани

Михаил
Небольсин
Блог Михаила Небольсина

краевед, историк
В русской церковной архитектуре XI-XVI веков ясно различаются два стиля. Тот, и другой, как принято считать, византийского происхождения. Но один, на юге, оставался преобладающим, почти без изменений. Другой же, на севере – в Новгороде, Владимире, Суздале – подвергся изменению под влиянием германского начала. Кроме того, везде к основным элементам, определяющим общую форму, план и конструкцию здания, добавляются еще и детали, заимствованные из Азии и Европы. До середины XVI века преобладали Персия и Индия, а позже итальянский Ренессанс. Как и в каком соотношении сочетались эти элементы, трудно ответить.

Мы не знаем, при каких условиях, по каким планам и какими мастерами были построены те несколько русских церквей XIII-XVI веков, стиль которых заслуживает внимания. Наиболее древние из них имеют стройную форму, изящные размеры, что отличает их от чисто византийских построек.

Что касается церковных построек XV-XVI веков – Успенский собор в Москве, Никольские ворота в Можайске, то на них лежит печать итальянской архитектуры. Особого же внимания заслуживает построенный в середине XVI века волнующий и даже немного смущающий храм Василия Блаженного или Покрова на Рву в Москве, который до последнего времени слыл за произведение итальянской архитектуры. Вопреки долго державшемуся убеждению это удивительное сооружение не было в то время единственным в своем роде. Оно связано с целой системой архитектуры, принцип которой надо искать в деревянных постройках, некогда так распространенных в нашей стране. Они встречались в различных уголках российского государства: в Новомосковске, в Большой Усмани (ныне Новая Усмань), в Дьякове, близ самой Москвы.

Отличительной чертой этих построек является соединение и сплетение нескольких неравных по величине корпусов. Именно к такому типу постройки принадлежала церковь Дмитрия Солунского в Большой Усмани.

Первая церковь Новой Усмани
Фото: Михаил Небольсин

На реконструкции Дмитриевской церкви отражены не все детали храма XVI века. Чтобы лучше представить себе облик первой Усманской церкви, обратимся к статье: «Воронежский край в церковном отношении с 1615 года», опубликованной в «Воронежских епархиальных ведомостях» № 10 за 1903 год: «Кровля деревянной Дмитриевской церкви была двускатная, тесовая. Церковь холодная. Придел построен не внутри, а снаружи. Он не имел сообщения с храмом». Из этого описания, принимая во внимание общепринятые принципы архитектуры деревянных построек того времени, можно сделать вывод, что первая новоусманская церковь состояла из двух скрепленных зданий, делящихся на несколько самостоятельных частей. Строители же храма Василия Блаженного пошли еще дальше в этом отношении. Они удачно соединили стили византийский, персидский, индусский, итальянский во множестве куполов, пирамид, колоколен.

На основании одного старинного документа, относящегося к 1732 году, можно заключить, что в этом же году орловские станичники отделили и перенесли Дмитриевскую церковь на новое место – близ Орлова. Вторая же, Николаевская церковь, осталась на прежнем, где и простояла до постройки в Большой Усмани Спасского храма. Подтверждением этого факта может служить то обстоятельство, что после событий 1732 года Большая Усмань продолжала именоваться селом, что было невозможным, если бы там не осталось церкви. Село стало бы деревней.

Художественное развитие России в древности совершалось в благоприятных условиях. В лоне православной церкви национальное искусство подверглось действию двух течений – аскетического и чувственного, что и нашло свое воплощение в храмах Василия Блаженного и усманском Дмитрия Солунского.
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Нажимая кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Последние новости




Спецпроекты

Социальные сети