Преданья старины далёкой

Михаил
Небольсин
Блог Михаила Небольсина

краевед, историк
С первых дней возникновения крепости Воронеж, под надежной защитой ее стен стали появляться новые селения. Городские казаки и «сведенцы», а также представители воронежской аристократии закрепили за собой участки земли вокруг Воронежа. Об этом свидетельствует челобитная жителей села Ворыщ Рязанского уезда, датированная сентябрем 1585 года. В ней они жалуются царю по случаю потери оброчных мест вокруг крепости Воронеж: «Бортные ухожеи и рыбные ловли... отписаны к новому городу к Воронежю и теми их угодьи воронежские жильцы владети им ныне не дадут и впред деи им оброку добывати негде». Переселенцы из Воронежа основали такие деревни, как: Клементьевка, Придача, Боровое, Большая Усмань (Новая Усмань). В 1615 году Большая Усмань была уже крупным селом с церковью.

В «Дозорной книге», составленной в том же году, о ней сказано: «Да в Воронежском уезде за рекою за Воронежем на реке на Усмани слободы служилых атаманов. Село Собакино, а в нем церковь с трапезою, древена, клецки, с папертью, два престола». Далее в том же документе перечислены дворы: 66 атаманских и 43 бобыльских. Сельчане в то время (XVII в.) проживали в деревянных домах квадратных и прямоугольных, в плане со стороной 5-6 м и печью посередине, ближе к выходу. В сенях устраивали столбы, с лица расписные. В горницах потолки были брусовые, подтесанные, грядки выписанные, с выточными на них балясами, лавочки с опушками, полочки с подзорниками. Передний угол украшался иконным киотом. Вдоль стен стояли скамьи. Дома разделялись на заднюю и переднюю горницы сенями,в которых устраивали чуланы. В виду предосторожности от огня кухню выстраивали отдельно, во дворе.

Амбары были на редкость монументальны. За столетия их давно найденные формы и соотношения были настолько выверены, отточены и прочувствованы, что многие амбары восхищали бы нас своей замечательной пропорциональностью и прекрасным выразительным силуэтом. Их возводили двухэтажными, на двадцать рядов. Нижний этаж был рублен «в обло» с остатком, а второй этаж был рублен, «в прямую лапу» и от этого разнообразия строения приобретали весьма примечательный вид, и даже получали сходство с некой крепостной башней-невеличкой.

Архитектура же деревянных церквей в XVII веке была трех типов: клетские церкви - двускатные и прямоугольные; шатровые восьмиугольные и крестообразные в плане; и ярусные. Появились приделы, трапезные и высокие подклеты. Подвесные потолки устраивали «небом» в виде усеченной пирамиды. Первая церковь в Новой Усмани была рублена из дуба, как мы уже знаем - в конце XVI века, и простояла почти полтораста лет. По своей архитектуре она была клетская.

Второй этап развития села был ознаменован строительством первого в Новой Усмани кирпичного храма. Окончание строительства церквей - немаловажная деталь не только для определения даты основания населенного пункта, но также для определения смены периодов его развития. Так с построением первой кирпичной церкви в село пришел расцвет каменного строительства, заменившего собой деревянные постройки. Как правило церковь освящалась в честь того святого, празд­ нование которого выпадало на день ее освящения. Так храм, построенный в 1785 году был освящен 16 августа (29 августа по нов. ст.), в честь празднуемого в тот день Перенесения нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едессы в Царьград (в 944 году), в народе именовался Спасским. Освящал его управляющий Воронежской епархией епископ Тихон III (Малинин, 1745-1793 гг.). Число душ в приходе составляло: 2737 человек мужского пола и 2915 человек женского пола. При церкви имелось 114 десятин пахотной земли. По своей архитектуре храм был построен предположительно в стиле русского барокко.

На смену барочным течениям в провинцию приходят, также с запозданием, классические влияния, начиная со стиля Людовика XIV, ярким образцом которого в Новой Усмани является церковь Казанской иконы Божией Матери. Построенная в 1870 году, она была выполнена с хорошим знанием кирпичной кладки. Здесь много высококвалифицированной работы мастеров строительства. Они все потрудились усердно, и уже одно это рождает уважение к душе труженика.

Освящал храм управляющий Воронежской епархией архиепископ Серафим (Аретинский, 1812-1886). Число душ в приходе составляло: 1279 человек мужского пола и 1434 человека женского пола. Жалование свое причт получал за счет процентов с капитала, в 356 руб. (256 руб. по завещанию священника Феодора Стефановского, а 100 руб. - крестьянки Карцевой), да в виде арендной платы с 24 десятин пахотной земли. К приходу Казанской церкви был приписан хутор Подклетный. Служил в этом храме и священник Алферов Петр Антонович, 1890 года рождения. Арестован в феврале 1932 г., осужден на 5 лет лагерей. Надо также отметить, что в селе в 1886 году родился Мещеряков Василий Иванович, впоследствии ставший священником Старособорной церкви города Лебедяни. 5 октября 1937 года арестован и приговорен к расстрелу.

Именно с построением Казанской церкви в селе начинается третий период его развития. Классические течения, овладевшие вкусами столиц, а затем и губернского города, дали Новой Усмани сооружения, которые поныне могут составить красивую страницу в истории художественной архитектуры. Частновладельческое строительство развивалось очень быстро, главным образом на средства богатого купечества - усадебный дом купца Романихина, паровая мельница Струкова и многое другое. С ростом же благосостояния государства для развития художественного строительства на селе приобретают значение уже не столько отдельные лица, сколько правительственные проекты - здания волостного правления, земской школы и т.д

Преданья старины далёкой
Фото: Михаил Небольсин
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Нажимая кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Последние новости




Спецпроекты

Новости сельских поселений


01
сельское поселение
02
сельское поселение
03
сельское поселение
04
сельское поселение
05
сельское поселение
06
сельское поселение
07
сельское поселение
08
сельское поселение
09
сельское поселение
10
сельское поселение
11
сельское поселение
12
сельское поселение
13
сельское поселение
14
сельское поселение
15
сельское поселение
16
сельское поселение

Социальные сети