ВАЖНО
Нам 10 лет!

Объекты культурного наследия Новоусманского района

На государственной охране на территорий района стоит 79 объектов – «памятников», ставившихся па охрану следующими нормативными правовыми актами:

Федерального значения:

• Указом Президента РФ от 20.02.95 г. № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»;

Регионального значения:

• Решением исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов от 21.04.83 г. № 246 «О мерах по дальнейшему улучшению памятников охраны и использованию памятников истории и культуры области»;

• Постановлением администрации и Воронежской области от 18.04.94 г. № 510 «О мерах по сохранению историко-культурного наследия Воронежской области».

За прошедшие 10 лет со дня принятия объектов на государственную охрану (с 1994 г.) на территории района выявлено 15 археологических объектов.

В целом, объекты культурного наследия района (памятника архитектуры и археологии), включенные в реестр, в 1990-е гг. были снабжены учетной документацией.

Каждый населенный пункт района каждое сельское поселение имеет свою историю развития. Эта история выражается как в датах официального создания (упразднения, изменения статуса), каких-либо событий, происходивших на территории района и его сел. И именах замечательных людей, связанных с краем, так и в исторических закономерностях формирования и развития населенных пунктов, традиционных формах землепользования, хозяйствования, формирования застройки, ее стилистики.

Выявление, анализ этих закономерностей, присущих конкретной территории, позволяет определить варианты дальнейшего ее развития и хозяйственного использования, или — территориального планирования.

В составе документов территориального планирования, разрабатываемых для муниципальных образований: схеме территориального планирования Новоусманского района и генеральных планах поселений, в обязательном порядке должны быть отражены объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны. При этом, в градостроительной документации, на остове анализа современного состояния объектов наследия, должны быть предусмотрены, как меры по их охране, так и возможные варианты их использования в целях социально-экономического развития проектируемых территорий — района и поселений.

Так, для перспективного использования можно выделить следующие территории:

• Исторические насаленные пункты района;
• Достопримечательные места и ансамбли в населенных пунктах;
• Достопримечательные места вне населенных пунктов: участки природного ландшафта с историческими местами, к а к утраченными или ассоциативными, так и сохранившими материальные исторические свидетельства прошлого;
• Отдельные памятники в населенных пунктах;
• Комплексные территории, включающие историко-культурные, ландшафтные, природные и иные объекты.

Так, на территории района десятки мест могут иметь статус «достопримечательное место». Это, во-первых, места археологических объектов — городищ и селищ. Во-вторых, это территория города-крепости Белгородской защитной черты — Орлова. В-третьих, это места у траченных усадеб. Сегодня от большинства усадеб района сохранились лишь пруды, фрагменты парков и аллей экзотических деревьев — каштана, лиственницы, пихты. Но чаше — остались только топонимы - названия сел и деревень, лесных чащ и оврагов вблизи которых когда-то находилась усадьба или известное краеведам и местным жителям место господского дома.

Одним из самых действенных методов сохранения, использования и популяризации объектов наследия, по оценкам специалистов, является развитие историко-культурного туризма. Опыт создания на основе стагнирующих сел «эко-деревень» и иных форм использования сельской исторической среды для развития туризма показывает, что для многих сельских поселений, особенно в условиях ликвидации прежней хозяйственной базы, туризм будет также являться одним из вариантов самосохранения и развития.

ВЫВОДЫ:

В результате проведенного историко-градостроительного анализа территории района можно сделать следующие выводы:

1. Территория района являет собой редкий пример исторической административно-территориальной целостности, продолжающейся несколько веков. Этот фактор способствует сохранению и развитию внутри поселенческих территориальных связей. Однако в современном административно-территориальном устройстве района наличествует несколько проблем, которые необходимо решать в составе документов территориального планирования.

2. Природный ландшафт района благоприятен для образования населенных пунктов. Географические особенности: близость к областному центру и достаточно густая сеть транспортных связей дают району значительные преимущества по сравнению со многими другими территориями области.

3. Основными осями, вдоль которых формировались населенные пункты в районе являются реки: Усмань, Хава, Правая Хава, Калмык с притоками и дороги XVII-XIX веков.

4. Древние населенные пункты на территории района концентрируются преимущественно по берегам рек Усмань и Хава. Территории около современных сел Отрадное, Новая Усмань, Орлово, Рыкань относятся к местам неоднократного заселения человеком, продолжающимся до сегодняшнего дня.

5. Планировка населенных пунктом района, обусловленная рельефом, тяготеет к двум типам: линейному (вдоль рек, дорог), а также линейно-ветвистому (по днищам оврагов) и компактному (на вершинах оврагов).

6. Ряд сельских поселений и населенных пунктов, таких как Отрадное, Рождественская Хава, Хлебное, Орлово, Хреновое, Волна-Шепелиновка и др. обладают комплексным историко-культурным потенциалом, расположены в окружении выразительного ландшафта и имеют туристско-рекреационный потенциал.

7. Необходимо утвердить границы территорий объектов культурного наследия; разработать и утвердить границы зон охраны объектов культурного наследия и режимы их использования.

8. Новоусманский район имеет памятники археологии, причем, территориально-значительные, что определяет наличие ограничений в использовании территорий. Мало изученным археологическим пластом на территории района остается линия укреплений Белгородской защитной черты XVII века, в первую очередь, с. Орлово.

9. Рекомендуется включить в реестр объекты культурного наследия – «достопримечательные места» - «Место города - крепости Орлов»; «Место усадьбы». На основе достопримечательных мест возможно создание историко-культурных заповедников как регионального, так и муниципального значения.

10. В целом, Новоусманский район обладает высоким историко-культурным потенциалом, в настоящее время не используемым.

Л. КРИГЕР

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Нажимая кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Последние новости




Спецпроекты

Новости сельских поселений


01
сельское поселение
02
сельское поселение
03
сельское поселение
04
сельское поселение
05
сельское поселение
06
сельское поселение
07
сельское поселение
08
сельское поселение
09
сельское поселение
10
сельское поселение
11
сельское поселение
12
сельское поселение
13
сельское поселение
14
сельское поселение
15
сельское поселение
16
сельское поселение

Социальные сети