ВАЖНО
Нам 10 лет!

Новоусманец рассказал, как участвовал в строительстве БАМа

Новоусманец рассказал, как участвовал в строительстве БАМа Фото: из архива Александра Лихачева
Отдельная страница в истории комсомола была открыта 27 апреля 1974 года, когда на строительство Байкало-Амурской магистрали отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени ХVII-го съезда ВЛКСМ.

Строителем БАМа был и наш земляк, Лихачев Александр Иванович. Закончив Воронежский железнодорожный техникум, комсомолец Саша был призван в ряды Советской Армии. В составе железнодорожных войск направлен на строительство БАМа.

В составе передвижного механизированного батальона с 1975 года по 1977 год комсомолец Александр занимался строительством подсобных помещений и ремонтом техники, которая постоянно ломалась из-за сложных природных и погодных условий.

Как рассказывает сам Александр Иванович, высадили их в рабочем поселке, на 168-ом километре от Тынды, на берегу Зеи:

– Жили мы в брезентовых палатках, оборудованных двухэтажными нарами и обогреваемых печками – буржуйками. Зимой это не спасало от холода, поэтому спали в теплой одежде, а утром, в пятидесятиградусные морозы, вода в железном ведре замерзала, так что приходилось разбивать лед ковшом.

Только через год достроили деревянные бараки, которые тоже топились буржуйками. Электричества в тайге не было, поэтому поселок получал электрический ток от генераторов - с 6-ти утра до 22-00 часов вечера. В холодное время года мылись в передвижных машинах-банях по 3 человека по определенному графику, а летом в глубоком ручье на краю поселка. Но это, как бы мы сказали сегодня, были уже комфортные условия жизни.

Вспоминает Александр Иванович:

– Зимой поселок заносило по крыши снегом, техника с трудом расчищала дороги в поселке и подъездные пути. А летом проливные дожди превращали в грязное месиво тропинки между бараками, размывали насыпные дороги и пробитые в тайге колеи. Настоящим испытанием для нас было отсутствие мостов – при переправах через полноводные реки грузовые машины глохли и их вытаскивали при помощи тягачей.

Новоусманец рассказал, как участвовал в строительстве БАМа

С нетерпением ждали в поселке письма с «большой земли» - первое время БАМ не имел адресов. Письма приходили на номера строительных бригад или воинских батальонов и частей без привычных указаний почтовых координат, так как их еще не существовало.

Новоусманец рассказал, как участвовал в строительстве БАМа

Там, в тайге, не только работали. Одним из первых объектов в поселке возвели свой клуб, на сценической площадке которого выступали самодеятельные артисты. Здесь же, в клубе, отмечали и первые праздники – завершение укладки участка дороги, окончание строительства тоннеля, соединение двух участков дороги.

Была в поселке и своя футбольная команда, в составе которой с удовольствием играл Саша Лихачев.

Новоусманец рассказал, как участвовал в строительстве БАМа

Вспоминает Александр Иванович:

– В свободное от работы время с собакой по кличке Тайга часто гуляли в тайге. Кристально чистые реки, полные рыбы, богатейшие угодья ягод, грибов – все это тоже БАМ моей молодости. Никогда мы не жаловались и не сожалели о годах работы на БАМе. Это была отличная школа жизни и настоящая комсомольская путевка в профессию.
СПРАВКА:

Байкало-Амурская магистраль (БАМ), с 1985 года — Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. С 1997 года БАМ находится в подчинении управлений Восточно-Сибирской железной дороги и Дальневосточной железной дороги. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков: Северомуйский тоннель был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году. БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути, советского проекта 1928 года.
Роман СТРЕЛЬНИКОВ
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Нажимая кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Последние новости




Спецпроекты

Новости сельских поселений


01
сельское поселение
02
сельское поселение
03
сельское поселение
04
сельское поселение
05
сельское поселение
06
сельское поселение
07
сельское поселение
08
сельское поселение
09
сельское поселение
10
сельское поселение
11
сельское поселение
12
сельское поселение
13
сельское поселение
14
сельское поселение
15
сельское поселение
16
сельское поселение

Социальные сети