Деревянные церкви Большой Усмани
Православная вера пришла на усманские земли вместе с переселенцами разных времен. По «Дозорной книге» 1615 года в Усмани уже была церковь — одна на несколько слобод. Вот этот исторический текст: «Да в Воронежском уезде за рекою за Воронежем на реке на Усмани слободы служилых атаманов. Село Собакино, а в селе церковь с трапезою, древесны, клетцки, с папертью, два престола: престол во имя Николая Чудотворца, престол Великого Мученика Димитрия Солунского, а в церкви образы и книги и всякие церковныя строенья попа Власа да приходных людей, да тое ж церкви колокольница на 4 столбах шатром, на ней два колокола мирские, а служат у тое церкви: во дворе поп Власей Степанов, во дворе вдовой поп Афанасий Иванов, во дворе проскурница Авдотья, во дворе пономарь Игнат. На пашни церковные земли б четвертей, да дикого поля 14 четвертей, да сена на атаманских землях 140 копен». Заметим для себя, что документ говорит о деревянной церкви с двумя престолами — Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского.
Но «Хронологический указатель церквей Воронежской епархии 1586—1886 годы» сообщает, что в селе Большая (Собакина) Усмань в 4 верстах от Бобяково есть церковь свитого великомученика Димитрия. Запись датируется 1621 годом. А поскольку книга эта содержит перечень церквей но времени их построения, то, вероятно, Днмнтриевская церковь уже вторая в Усмани Собакиной. Обратимся к «Писцовой книге» Р. Киреевского и Л. Недовескова за 1629 год. В ней тоже читаем: «Село Собакино на реке на Усмани, а в селе церковь во имя Великомученика Димитрия Солунского, древесна, клетцки». Существует еще один документ, отраженный в Указателе церквей. Это купчая за 1632 год, в которой вместо своего прихожанина Антона Дымова подписался Димитриевский поп (с. Собакино в Усманском стане) — Игнатий. А в 1645 году в Усманской церкви было два попа: Родион и Павел. Церковь Димитрия Солунского снова упоминается в Указателе за 1690 год. И есть маленькая приписка: «В той же Усмани была церковь Святого Николая». Имеется в виду, что когда-то была. «Воронежская старина» (№ 2) упоминает Николаевскую церковь и ее попов Петра и Никифора с сыновьями-дьячками. Пономарь был Родион Струков. Служил и сын бывшего дьякона Власия.
Некоторые сведения о Димитриевской церкви добавляет статья «Воронежский край в церковном отношении с 1615 года» в «Воронежском епархиальном вестнике» № 10 за 1903 год. Кровля деревянной Димитриевской церкви была двускатная, тесовая. Церковь холодная. Придел построен не внутри, а снаружи, он не имел сообщения с храмом. В колокольнице находились — 2 церковных колокола и 2 мирских. В Димитриевской церкви был самый большой приход по Воронежскому уезду — 238 дворов (1676 г.). Это — дети боярские, дети драгунские, поместные атаманы, казаки, пушкари, стрельцы, крестьяне и бобыли. По национальности — русские и малороссияне (украинцы). В конце XVII века, когда стараниями воронежского епископа Митрофана налаживалась церковная деятельность, в Усманской Димитриевской церкви тоже пополнялся причт (служители церкви).
В «Указателе Храмовых празднеств в Воронежской епархия», изданном в 1884 году, еще содержится упоминание о Димитриевской церкви в Большой Усмани. Церковь была ветха и стояла на мокром месте. «Указатель» приводит документ 1732 года, по которому следует, что Орловские станичники переехали «на иное удобное и сухое место, а на прежнем старом месте от многих перебоин и от водомоин жить невозможно, а ныне еще церковь Божия храм Димитрия мироточив имеется на старом месте, и дабы нам станицею благословением отца игумена Игнатия оную церковь перенесть в наш переселенный городок, на хорошее и сухое место и чтоб управить, кончая оную в год, со всем ко освящению быть готову, а ежели мы в год не управимся, взять на нас помянутому отцу игумену Игнатию штрафу на всей станице пятьдесят рублев, в том мы станицею и подписуемся». За неграмотных подписался дьячок той же станицы Ерофей Семенов. Далее издатели Указателя поясняют, что речь идет именно о Димитриевской церкви села Усмани, а не города.
«Мокрое место» Димитриевской церкви удалось определить по воспоминаниям старожилов, вспомнивших рассказы своих бабушек. Справа от моста, по левому берегу Усмани, в районе «керосинки» некогда было кладбище. Наш краевед И. Ф. Сажнев помнит, что вода раньше вымывала захоронения, а рыбакам попадались человеческие кости. Он же помнит и часовенку, здесь стоявшую. А новоусманский историк Н. Н. Золотарева узнала от некоей старицы, что часовенку в народе называли «Храмчик». Это слово разрешило все сомнения. Ясно, что часовенку-храмчик поставили вместо храма Божьего, перенесенного на сухое место. И храм этот был во имя святого Димитрия Солунского, поскольку с давних пор Престольный праздник третьеусманцев — Димитров день. Сухое место Димитриевской церкви — в нынешнем центре Усмани, где впоследствии вместо деревянной Димитриевской церкви возведена была Спасская церковь, известная нам как «старая школа». Итак, жители Первой и Третьей Усмани до наших дней почитают свой Престольный праздник — память святого великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября. Богатый славянин из греческого города Солунь принял Христианство, проповедовал его и обличал языческое многобожие. Заключенный в тюрьму, он продолжал славить Бога и был казнен. Мощи его, помещенные в серебряную раку и поставленные в церковь, исцеляли многих больных.
Бели же была в Большой Усмани и церковь Святителя Николая Чудотворца (последнее упоминание о ней — в документах 1740—1760 гг.), то и престольные праздник 22 мая, 19 декабря, ему посвященные, чтили усманцы. Родился Николай Чудотворец в III веке новой эры, был архиепископом в городе мир Ликии (ныне Турция). По кончине родителей, он все богатое наследство употребил на добрые дела тайно. Ибо помнил заповедь Божию – делать добро и не искать за него похвалы. Николай был участником первого Вселенского Собора, созванного императором Константином в 325 году. На этом Соборе был составлен Символ православной веры. Много претерпел Святитель Николай в годы гонений, много чудес совершил, исцелял и умиротворял людей. Был всегда любим русским народом. Недаром икона Николая Чудотворца в домах православных соседствует с образами Спасителя и Пресвятой Богородицы. Иностранцы издавна называли Николая Чудотворца русским богом. А в какой из наших Усманей стояла Николаевская церковь — предстоит выяснить будущим краеведам.
Надежда БЕЛЬСКАЯ