Деревянные церкви Большой Усмани

Православная вера пришла на усманские земли вместе с переселенцами разных времен. По «Дозорной книге» 1615 года в Усмани уже была церковь — одна на несколько слобод. Вот этот исторический текст: «Да в Воронежском уезде за рекою за Воронежем на реке на Усмани слободы служилых атаманов. Село Собакино, а в селе церковь с трапезою, древесны, клетцки, с папертью, два престола: престол во имя Николая Чудотворца, престол Великого Мученика Димитрия Солунского, а в церкви образы и книги и всякие церковныя строенья попа Власа да приходных людей, да тое ж церкви колокольница на 4 столбах шатром, на ней два колокола мирские, а служат у тое церкви: во дворе поп Власей Степанов, во дворе вдовой поп Афанасий Иванов, во дворе проскурница Авдотья, во дворе пономарь Игнат. На пашни церковные земли б четвертей, да дикого поля 14 четвертей, да сена на атаманских землях 140 копен». Заметим для себя, что документ говорит о деревянной церкви с двумя престолами — Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского.

Но «Хронологический указатель церквей Воронежской епархии 1586—1886 годы» сообщает, что в селе Большая (Собакина) Усмань в 4 верстах от Бобяково есть церковь свитого великомученика Димитрия. Запись датируется 1621 годом. А поскольку книга эта содержит перечень церквей но времени их построения, то, вероятно, Днмнтриевская церковь уже вторая в Усмани Собакиной. Обратимся к «Писцовой книге» Р. Киреевского и Л. Недовескова за 1629 год. В ней тоже читаем: «Село Собакино на реке на Усмани, а в селе церковь во имя Великомученика Димитрия Солунского, древесна, клетцки». Существует еще один документ, отраженный в Указателе церквей. Это купчая за 1632 год, в которой вместо своего прихожанина Антона Дымова подписался Димитриевский поп (с. Собакино в Усманском стане) — Игнатий. А в 1645 году в Усманской церкви было два попа: Родион и Павел. Церковь Димитрия Солунского снова упоминается в Указателе за 1690 год. И есть маленькая приписка: «В той же Усмани была церковь Святого Николая». Имеется в виду, что когда-то была. «Воронежская старина» (№ 2) упоминает Николаевскую церковь и ее попов Петра и Никифора с сыновьями-дьячками. Пономарь был Родион Струков. Служил и сын бывшего дьякона Власия.

Некоторые сведения о Димитриевской церкви добавляет статья «Воронежский край в церковном отношении с 1615 года» в «Воронежском епархиальном вестнике» № 10 за 1903 год. Кровля деревянной Димитриевской церкви была двускатная, тесовая. Церковь холодная. Придел построен не внутри, а снаружи, он не имел сообщения с храмом. В колокольнице находились — 2 церковных колокола и 2 мирских. В Димитриевской церкви был самый большой приход по Воронежскому уезду — 238 дворов (1676 г.). Это — дети боярские, дети драгунские, поместные атаманы, казаки, пушкари, стрельцы, крестьяне и бобыли. По национальности — русские и малороссияне (украинцы). В конце XVII века, когда стараниями воронежского епископа Митрофана налаживалась церковная деятельность, в Усманской Димитриевской церкви тоже пополнялся причт (служители церкви).

В «Указателе Храмовых празднеств в Воронежской епархия», изданном в 1884 году, еще содержится упоминание о Димитриевской церкви в Большой Усмани. Церковь была ветха и стояла на мокром месте. «Указатель» приводит документ 1732 года, по которому следует, что Орловские станичники переехали «на иное удобное и сухое место, а на прежнем старом месте от многих перебоин и от водомоин жить невозможно, а ныне еще церковь Божия храм Димитрия мироточив имеется на старом месте, и дабы нам станицею благословением отца игумена Игнатия оную церковь перенесть в наш переселенный городок, на хорошее и сухое место и чтоб управить, кончая оную в год, со всем ко освящению быть готову, а ежели мы в год не управимся, взять на нас помянутому отцу игумену Игнатию штрафу на всей станице пятьдесят рублев, в том мы станицею и подписуемся». За неграмотных подписался дьячок той же станицы Ерофей Семенов. Далее издатели Указателя поясняют, что речь идет именно о Димитриевской церкви села Усмани, а не города.

«Мокрое место» Димитриевской церкви удалось определить по воспоминаниям старожилов, вспомнивших рассказы своих бабушек. Справа от моста, по левому берегу Усмани, в районе «керосинки» некогда было кладбище. Наш краевед И. Ф. Сажнев помнит, что вода раньше вымывала захоронения, а рыбакам попадались человеческие кости. Он же помнит и часовенку, здесь стоявшую. А новоусманский историк Н. Н. Золотарева узнала от некоей старицы, что часовенку в народе называли «Храмчик». Это слово разрешило все сомнения. Ясно, что часовенку-храмчик поставили вместо храма Божьего, перенесенного на сухое место. И храм этот был во имя святого Димитрия Солунского, поскольку с давних пор Престольный праздник третьеусманцев — Димитров день. Сухое место Димитриевской церкви — в нынешнем центре Усмани, где впоследствии вместо деревянной Димитриевской церкви возведена была Спасская церковь, известная нам как «старая школа». Итак, жители Первой и Третьей Усмани до наших дней почитают свой Престольный праздник — память святого великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября. Богатый славянин из греческого города Солунь принял Христианство, проповедовал его и обличал языческое многобожие. Заключенный в тюрьму, он продолжал славить Бога и был казнен. Мощи его, помещенные в серебряную раку и поставленные в церковь, исцеляли многих больных.

Бели же была в Большой Усмани и церковь Святителя Николая Чудотворца (последнее упоминание о ней — в документах 1740—1760 гг.), то и престольные праздник 22 мая, 19 декабря, ему посвященные, чтили усманцы. Родился Николай Чудотворец в III веке новой эры, был архиепископом в городе мир Ликии (ныне Турция). По кончине родителей, он все богатое наследство употребил на добрые дела тайно. Ибо помнил заповедь Божию – делать добро и не искать за него похвалы. Николай был участником первого Вселенского Собора, созванного императором Константином в 325 году. На этом Соборе был составлен Символ православной веры. Много претерпел Святитель Николай в годы гонений, много чудес совершил, исцелял и умиротворял людей. Был всегда любим русским народом. Недаром икона Николая Чудотворца в домах православных соседствует с образами Спасителя и Пресвятой Богородицы. Иностранцы издавна называли Николая Чудотворца русским богом. А в какой из наших Усманей стояла Николаевская церковь — предстоит выяснить будущим краеведам.

Надежда БЕЛЬСКАЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Нажимая кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Последние новости




Спецпроекты

Новости сельских поселений


01
сельское поселение
02
сельское поселение
03
сельское поселение
04
сельское поселение
05
сельское поселение
06
сельское поселение
07
сельское поселение
08
сельское поселение
09
сельское поселение
10
сельское поселение
11
сельское поселение
12
сельское поселение
13
сельское поселение
14
сельское поселение
15
сельское поселение
16
сельское поселение

Социальные сети