Кто такие новоусманские кадеты?


Читайте также: |
---|
- Мы теперь находимся в подвале, а раньше у нас своё помещение было. Там и музей был. Но так как не хватает классов в школе, мы перебрались сюда, - немного оправдывается Сергей Иванович.

Но зайдя внутрь, уже не обращаешь внимания на то, где находится помещение, так как внутри кадетского класса столько всего, что, аж глаза разбегаются.
- Всё, что вы видите, это сделано своими руками - собрано, сделано, восстановлено, - начинает свой рассказ наш собеседник. - Началось всё в 2002 году. Офицеры, приехавшие сюда с севера, предложили создать вот такой кадетский класс, чтобы дети дурью не маялись, не лазили по подвалам. Директор согласилась. И 18 октября было вручено знамя кадетскому классу, ну и с этого дня всё и пошло.

В начале любого дела возникают сложности. Кадетский корпус не стал исключением.
- Поначалу, конечно, было очень сложно. Правда, я пришёл сюда в 2003 году. До меня тут был Юрий Седов. Он тут руководил детьми. Конечно, ничего не было, классы, где они занимались, были пустыми. Придя сюда, я стал потихонечку создавать историю. Сначала один класс взяли, потом второй. Ну а потом стали ежегодно набирать детей, - рассказывает Сергей Иванович.
- А с какого возраста принимаете детей?
- Мы берём школьников после 8 класса. Учатся они до 9-го. Затем, кто желает, идёт в техникум или училище, а те, кто идёт в 10-11 класс, продолжают учиться у нас. К ним добавляем новеньких. Вот, например, 20-го числа в «Музее-диораме» ребята принимали присягу, - говорит наш собеседник. – Ну что сказать, я не ставлю цель, чтобы они были суперменами, просто учим детей жизни. Мы проводим с ними занятия. Я и Олег Александрович Колесников (учитель ОБЖ – прим. редакции). Занятия у нас идут по основам морского дела, стрелковые занятия – учим стрелять из пневматической винтовки у нас в тире, а также из боевого оружия. Для этого дети уже после нового года ездят в воинскую часть в Никольское. У нас с ними дружеские отношения. И там ребята уже стреляют из боевого оружия. То есть они уже знают, что и к чему. То есть не смотрят боевики американские, где из пистолета могут раз 200 выстрелить без перезарядки.

Также кадеты два раза в год выезжают на практику, одна из которых проходит на базе лагеря «Юность» в Макарье.
- Но мы живём не в лагере, - уточняет Сергей Иванович, - Мы ставим палатки. У нас своя охрана, полное обеспечение. В лагерь ходим только кушать, потому что запретили нам питаться приготовленной на костре едой.
А в конце июня, начале июля ребята вместе со своим руководителем ездят в Астрахань - проходить практику на боевом корабле. Поначалу кадеты отправляются туда с не охотой, но после их руководитель по часу бегает за ними по кораблю, пытаясь собрать ребят для отправки домой.

- Мы с директором школы посчитали, у нас получилось 49 человек, которые отслужили в армии, ещё 37 сейчас служат. Отказников никого нет, - гордо рассказывает о своих подопечных их руководитель. - Стараемся, чтобы дети получили азы жизни, чтобы придя в армию, не терялись.
По словам Сергея Попова, основная часть парней, прошедших через кадетский корпус, в армии становятся или командирами отделений или заместителями командиров взводов. Чаще всего сразу через месяц новоусманским кадетам присваивают звания.
- Вот, например, у меня мальчишка сейчас ушёл в армию, забрали его буквально месяц тому назад, звонил мне как раз 20-го в присягу. Сказал, что ему присвоили звание сержанта. Сейчас он готовится к распределению, - уточняет Сергей Иванович. – А вот девчонка у меня, например, 2 года добивалась пойти служить. Обвивала все пороги, доказывала. Ну, в итоге поступила. Сейчас военнослужащая. Служит в батальоне ПВО в Никольском.
Нам посчастливилось придти в тот момент, когда эта девушка как раз пришла проведать своего бывшего куратора.
- Вот, приехала ко мне в гости после дежурства, чтобы рассказать о службе. Не жалеешь Тань о выборе? – спрашивает Сергей Иванович у своей экс-ученицы.
По словам девушки, сожалений нет.

- Я закончила корпус в 2011 году. Присягу приняла в октябре 2007 года. - Я ни капли не пожалела, что училась в кадетском корпусе. Это намного интереснее, чем учиться в обычных классах. Постоянно какие-то мероприятия, парады, участие в реконструкциях. Постоянно мы чем-то были заняты и не шатались по улице. И радует то, что обучение физической культуре намного больше, чем в школьной программе. Опять же спецкурс, посещение бассейна. Пусть даже девочки не все в итоге идут в военные, они становятся намного приспособленнее в жизни. Могут, например, пищу приготовить не только в домашних условиях, но и на природе. Вся кадетская жизнь очень интересная. Правда, пролетает быстро, - с долей сожаления в голосе рассказывает Татьяна Григорьева.
Понятно, откуда у девушки желание служить в армии, но на всякий случай решаем уточнить.
- У меня с детства была такая мечта. И кадетство в этом плане меня подтолкнуло. Мы были 4 раза в Астрахани на практике. На военных кораблях жили. Все было по распорядку. Было интересно. Узнали много нового. В обычной жизни мало кому предоставится такая возможность, - отвечает нам Татьяна.
- А сейчас есть сложности в службе?
- Сложностей нет. Потому что в корпусе получила все необходимые знания. Я там не одна. Нас там около 25 девушек служат, - рассказывает бывший кадет.
Видя, что девушка немного стесняется, Сергей Иванович решает продолжить беседу.
- Самая беда у нас в том, что президент дал указание по поводу развития военно-патриотического воспитания, но не все понимают, что это вообще такое. Некоторые считают так, провёл мероприятие, показал детям кино и всё. А чтобы вырастить патриотов, надо приложить много усилий, - немного возмущается преподаватель. - Я ещё в 2002 году был замдиректора центра военно-патриотического воспитания в Воронеже в «Музее-диораме». Дети могли придти и пожарить сосиски на вечном огне. А мои воспитанники знают, что вечный огонь это вечный огонь, знамя это знамя. Некоторые могли раньше подойти, взять флаг и нос об него вытереть или что-то такое с ним сотворить. Сейчас уже нет такого.

Кстати, каких-то льгот у кадетов нет. Учителя лишь немного идут на встречу, понимая, что если кадеты отсутствуют, значит они уехали на какое-то мероприятие и поэтому преподаватели переносят опрос или контрольную на следующий день.
- В другом поблажек у них нет, - уточняет Сергей Иванович. - Например, не сделал домашнее задание, остаётся после уроков и делает его. Вот на днях они у меня за 1,5 часа выучили три главы поэмы «Мцыри». Дома не выучили, посадил в классе, здесь быстро всё выучили.
Правда, стоит всё-таки сказать, что своего рода поблажки у ребят есть – при поступлении в военное училище. Им отдаётся негласное предпочтение. Оно и понятно, ребята после кадетского корпуса более дисциплинированны и подготовлены.
- На данный момент у нас Паша Царев учится в ВАТУ, в роте почётного караула. Владислав Власов у нас в институт МВД поступил, буквально недавно принимал присягу, - рассказывает руководитель кадетов. – Правда, не многим сейчас предоставляется такая возможность, так как не позволяет здоровье. Для того чтобы в армию пойти нужно одно здоровье, а для того, чтобы в военное училище попасть - другое. Детей бракуют даже за малейшее отклонение в здоровье. Даже сейчас я возил детей новый класс, 70% из них надо лечить. К сожалению, многие родители сейчас считают, что «я зарабатываю, ну а ты уж сам как-нибудь».
- А как набор происходит? Сами приходят или родители приводят?
- В основном, если мы раньше брали детей по желанию, потому что было очень много желающих и было право выбора, то сейчас, честно сказать, мальчиков мало. В основном девочки. А мы основной упор делаем на юношей. Но девчонки есть такие, что ... - пытается подобрать слово наш собеседник. – Ну а так, в основном 95% ребят к нам приходят по желанию. Самую малую часть направляют родители, чтобы подтянуть дисциплину. А у кого-то, наоборот, физическая подготовка страдает, поэтому его приводят к нам. Например, у нас даже девочка с 1 лицея пришла, говорит, хочу быть кадетом и всё.
Но, как выяснилось, люди обращаются не только из района, но и со всей страны. Так, на днях в адрес кадетского корпуса пришло письмо из посёлка, расположенного в Красноярском крае. Ранее в школу приезжала московская студия, снимала про кадетов документальный фильм.
Через некоторое время фильм показали по телевидению. Одна из бабушек после просмотра документалки решила написать с просьбой взять её внука в кадеты. Но, к сожалению, ей отказали, так как жить ребёнку будет негде.
Решаем уточнить, есть ли ещё где-то подобные кадетские корпуса.
- У нас вообще по области такого больше нет. Да и в России неизвестно, если что-то подобное. Всё же разваливалось. И нас пытались развалить, убрать, чтобы не было ничего. Но мы вместе с директором отстояли, - с горечью в голосе говорит Сергей Иванович. - В Бутурлиновке ещё было. В этом году закрыли. Уволили руководителя и дети разбежались, не стали заниматься.
Как оказалось, самая идея кадетских корпусов была воплощена в 2000 году в Воронеже. Тогда на базе 74 школы был создан первый такой класс. Чуть позже подключился первый городской лицей. Следом кадеты появились в Новой Усмани, Бутурлиновке, Новохоперске, Нововоронеже и Рамони. Это всё объединял один корпус. Потом всё постепенно развалилось, и подобный корпус остался только в нашем райцентре.
Решаем немного сменить тему и расспросить подробнее о занятиях.
- Дети у нас занимаются как обычно. Например, с 8-м классом во вторник проводятся спецзанятия, где им преподают историю, строевую подготовку, уставы, а также ездим в бассейн. В среду у нас занятия с 9-м классом. Четверг – 10-й. А так ещё в понедельник и пятницу я с ними провожу занятия по основам военно-морского дела, - говорит куратор. - Мы изучаем шлюпку, воинские звания, устройство корабля, для того чтобы дети приехали на практику и не были белыми воронами. А то моряки, бывает, шутят над ребятами. Например, отправляют в шпигат за вареньем, и вот он с баночкой по кораблю бегает, ищет. А что такое шпигат? Это сливное отверстие в борту корабля. Или было, что ребята якорь напильником точили.
- Кстати, а что с формой, ребята сами шьют?
- Родители заказывают в военном ателье. Один комплект формы в среднем выходит в 3 тысячи рублей. Но это намного дешевле, чем, например, купить сейчас школьную форму. Да и мы не первый год шьём, поэтому директор военторга идёт на встречу и делает нам скидки - при пошиве формы и при покупке материала, - рассказывает Сергей Иванович. - Честно сказать, они у меня форму в 8 классе пошьют, немного на вырост. В принципе её хватает до 10 класса. К 11 классу, ребята шьют уже выпускные костюмы. Тут уж, кто на что горазд.
Стоит отметить, что на базе корпуса был создан военно-патриотический клуб.
- Мы принимаем участие в реконструкциях. Уже раз 12 выезжали, - говорит преподаватель. - Например, ездили в Шахты. 25-го января участвовали в «освобождении Воронежа». Сейчас готовимся к 19 ноября – реконструкция Сталинградской битвы. У нас для этого специальная форма, оружие тех времён.
После этих слов Сергей Иванович решает показать нам свой арсенал. Тут и винтовка Мосина, и десантный автомат, и автомат Калашникова, и пистолет ТТ, штык-нож немецкий. В общем, есть на что посмотреть.

Далее мы отправляемся прогуляться по классу, чтобы ознакомиться с тем многообразием, которое представлено в учебном помещении.
Экскурсия начинается с фотографий первых выпускников.

Далее мы видим результаты раскопок, которые были обнаружены кадетами на местах боёв.

Прямо рядом расположился импровизированный «вечный огонь».

Следом идёт стенд с сухпайками.

Чуть ниже лежат самодельные карабины.

На следующем стенде стоят танки, изготовленные из картона и бумаги.

Но самое интересное в классе, это, конечно же, шлюпка. У нас, как и у многих других, побывавших там людей, возник вопрос – как она туда попала?
- Через форточку, - шутит Сергей Иванович. – На самом деле мы выбрали окошко, занесли, а потом всё восстановили.

Далее мы отправляемся к стенду с погонами, которые размещены там для наглядности.

Ещё одна интересная вещь закреплена под потолком – перископ. Правда, он от танка, но ребята всё равно от него в восторге.

Идя дальше, замечаем необычное устройство. Им оказался тренажёр для сигнальщиков. Работает он просто. Оператор нажимает букву, а прибор показывает, как сигнальщик должен это продемонстрировать.

В углу мы замечаем костюмы водолазов. По словам Сергея Попова, раньше они готовили водолазов на базе воронежской морской школы, но потом она перешла в руки частников и те просят с каждого ученика 14 тысяч рублей за обучение. Поэтому от этого временно пришлось отказаться.

В конце хочется сказать, что видя таких людей, как Сергей Иванович Попов, которые любят свою страну и своё дело, нет сомнения в том, что из наших детей вырастет достойное поколение.
{yandex}