Активисты попросили помочь достать со дна Усманки упавший 75 лет назад самолёт


Читайте также: |
---|
Местный поисковик Николай Хомяков с 2011 года собирает информацию об упавшем самолёте, который в народе прозвали «легендой Большого затона». Легендой — потому что нет никаких документальных подтверждений его нахождения в этом месте, только рассказы местных жителей. Николай Владимирович записал воспоминания старожила, который, будучи ребёнком, видел, как падал самолёт. Также многие бабяковцы утверждают, что видели крыло, торчащее над поверхностью воды. Говорят, сейчас оно покрылось илом и заросло камышами, а когда-то местные ребятишки использовали его как трамплин для прыжков в воду. Впрочем, обо всём по порядку.
В конце июня 1942 года в воздушном бою был сбит самолёт над луговой поймой реки Усмань в селе Бабяково. Высота для спасения на парашютах была слишком мала. Командир попытался посадить самолёт на корпус, но под ними оказалась водная поверхность Большого затона (так это место называют в народе) луговой поймы реки.
О том, что самолёт нужно поднять из реки, бабяковцы говорят до сих пор. В 2001 году люди ставили в зарослях камыша на этом месте сваренный из труб крест, но сейчас и его уже не видно. Как рассказал Николай Хомяков, он узнал об этой истории от работника местного музея Антонины Федотовой в мае 2011 года. Спустя три года вместе с жителем села Репное Николаем Поповым он выходил на лодке к месту падения самолёта, которое в народе называется Глухой ключ. Николай Попов помнит это место с детства, ещё с тех пор, как там виднелось крыло. Николай Хомяков составил карту и схему места, где лежит самолёт. Ещё через год он стал сотрудником поисковой организации «Дон» и поставил себе задачу — добиться того, чтобы самолёт нашли, достали, а останки лётчиков захоронили.
Николай Хомяков считает, что достать со дна уцелевшие части самолёта и захоронить останки погибших — долг нынешнего поколения. — Нельзя забывать историю, — убеждён он. — На зданиях, где в годы войны были госпитали, нужно установить памятные доски, на сайтах сельских поселений нужно давать информацию о том, какой госпиталь был в этом селе, что там вообще происходило в годы Великой Отечественной войны. Нужно продолжать поисковую работу, привлекать к ней волонтёров, школьников, пополнять новой информацией сельские музеи. Ещё, по моему мнению, нужно создать районный информационный центр и собирать сведения о погибших и без вести пропавших солдатах из Новоусманского района.
— В связи с тем, что самолёт находится между селом Бабяково и посёлком Отрадное, мы решили объединить наши усилия с администрацией Отрадненского сельского поселения. Глава Отрадненского поселения Анатолий Кокин познакомил нас с участниками поискового отряда «Патриот». С помощью специальных приборов мы определили, что в воде есть металл, в самой глубине камыша. Сейчас мы ищем такую организацию, у которой есть подходящая техника, чтобы скосить камыш. По камышу лодка не пройдёт к тому месту, а мы хотим обнаружить самолёт. Там наверняка покоятся останки лётчиков. Их нужно достать и захоронить. Самолёт, если он сохранился, можно установить как памятник, - рассказал глава Бабяковского сельского поселения Андрей Авраменко.
Подготовлено по материалам газеты «Новоусманская нива»
{yandex}